Кадр первый. «Посмотри внимательно, — говорит мама 11-месячному малышу, — Это истребитель марки Mirage, выпускаемый фирмой Dassault». Кроха, сидящая на полу, внимательно слушает мамин голос. Эта продвинутая женщина занимается с ребенком по системе Глена Домана. Главное в этой системе — постоянные занятия с ребенком по карточкам, выписанным из мировой энциклопедии. И на карточках, как вы уже поняли, не просто дядя, а, к примеру, первый президент Америки Джордж Вашингтон. Сторонники Домана и сам автор уверяют, что благодаря этим карточкам родители закладывают в мозг ребенка обширнейшие энциклопедические знания, которые потом «всплывают» просто на автомате…
Кадр второй. Шестнадцать лет спустя этому же ребенку показывают карточку этих же самолетов. «Понятия не имею, что это такое, — басит подросток. — В первый раз это вижу». Так стоит ли игра свеч?
Термин «раннее развитие ребенка» появился сравнительно недавно. В России первыми экспериментаторами была семья Никитиных. В Америке большую популярность обрела система Глена Домана, в Италии — Марии Мантессори, в Японии — Масару Ибука. Все эти достойнейшие люди сходились в одном — существующая система образования в корне неверна. Если с детьми не заниматься с самых первых дней жизни, то потом будет поздно. И вот младенцам рассказывают мировую историю, учат иностранным языкам, рассказывают, как правильно сложить дроби. Скептики криво ухмыляются и с пеной у рта доказывают абсурдность и даже вред всех этих действий. А детишки у таких родителей демонстрируют перед камерой знание Шекспира в 5-летнем возрасте, складывают «мама» из кубиков Зайцева в семь месяцев, играют на скрипке в три года… Гениальность или дрессировка?
Все базовые идеи раннего развития строились на одном факте — мозг человека растет и развивается только в самом раннем детстве. Если быть точнее, то до трех, иногда пяти лет. И если в этот период не объяснить ребенку, кто такой первый президент Америки, то потом это же самое в него придется вдалбливать долго и упорно. Иначе говоря, пятилеток всегда легче научить, чем шестилеток, четырехлеток — чем пятилеток, трехлеток — чем двухлеток и так далее. В последнее время в огромном количестве стала появляться литература о том, что именно слушать и что именно читать беременной женщине, чтобы ее ребенок родился умным.
Однако в последнее время крупнейшие западные ученые стали говорить о том, что мозг человека может расти и развиваться всю жизнь! Но! Будет это делать только при определенных условиях. Означает ли это открытие конец теориям раннего развития?
Вовсе нет. Просто подходить к ним, как и ко всему остальному в этой жизни, надо с позиций здравого смысла.
АКТИВНАЯ ИГРОВАЯ СРЕДА ВЛИЯЕТ НА МОЗГ
Факт. Научно доказанный на крысах. У тех животных, которым поставили яркие красивые домики, повесили кольца, поставили лабиринты, объем мозга увеличился на 25%! То же самое, как считает наука, происходит и с человеком. Покупая ребенку красивые, развивающие воображение игрушки, вы не просто так тратите деньги, а вкладываете их в выращивание гения. Помните только, что нет смысла покупать игрушки и хранить их в коробке под замком (вдруг ребенок поломает? ). Ваша задача как родителя обеспечить свободный доступ к этим игрушкам для ребенка. Чтобы он с самого раннего детства сам мог выбирать, чем заняться. В идеале у ребенка должны быть:
— краски (для совсем маленьких существуют пальчиковые краски, съедобные), пластилин, цветная бумага, безопасные детские ножницы, клей
— конструкторы (для малышей лучшей серией признана ЛЕГО-малышам, в которой соединены музыкальные эффекты с простотой сборки)
— мячи
— спортивный уголок (горка, шведская стенка, качели, батут, маты)
— ролевые наборы (кухни, кукольные домики для девочек; гаражи, мастерские для мальчиков)
— музыкальные инструменты (барабан, колокольчики, бубны, детские синтезаторы)
— мягкие игрушки (только не надо с ними перебарщивать, равно как и не надо давать их детям до года)
Поверьте, нет детей, которые бы не любили играть, однако есть дети, которых этому не учат родители. Да-да, играм тоже надо учить. Показать как, поиграть немного вместе, похвалить за результат. И вот уже вы спокойно читаете книгу, а ребенок четвертый час возится в комнате, находя себе занятие и, самое главное, развивая мозг. Кстати, самую оптимальную с этой точки зрения организацию детского пространства можно найти в работах Марии Мантессори. Основной упор она сделала на зоны: спортивная, сенсорная (здесь должны быть предметы разной фактуры, вода, массажные мячики, коробочки с разными запахами и т.д.), игровая.

ЧЕМ РАНЬШЕ НАЧАТЬ УЧИТЬ РЕБЕНКА ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ, ТЕМ ЛУЧШЕ
Не совсем факт. Большинство детских психологов склоняется к тому, что минимальный возраст, когда нужно учить ребенка иностранным языкам -5-7 лет. То есть не раньше, чем ребенок уверенно заговорит на родном языке. Тем временем сторонники теории раннего развития советуют учить иностранный с пеленок. Кто прав? Уже известно, что ребенок, которого пытаются сразу с рождения учить двум и более языкам, начинает говорить позднее своих сверстников. Это понятно. Стремясь к билингвизму, родители слишком перегружают мозг малыша.
И ребенок никак не может разобраться со словами, предложениями и т.д. Некоторые психологи уверяют даже, что лучший возраст для изучения иностранных языков -14 лет. Лучший совет от детского психолога Лены Даниловой: если вам уж так хочется начать изучать иностранный язык с ребенком с самого детства, то ограничьтесь одним детским стишком. Но так, чтобы этот стишок, как говорится, от зубов отскакивал. На этот стишок потом уже в 14-16 лет ляжет вся база иностранного языка без всяких усилий.

ЧЕМ БОЛЬШЕ РЕБЕНКУ ПОКАЗЫВАТЬ КАРТОЧКИ, ТЕМ БОЛЬШЕ ОН ЗАПОМНИТ
Вы помните самый первый пример? Так вот, судя по всему, нет смысла мучить младенцев всемирной энциклопедией. Самый большой минус теории Глена Домана — это сведение роли ребенка с творца (как у Мантессори) до слушателя. Вместо того, чтобы поиграть с ребенком в прятки, родитель-«домановец» упорно показывает карточки. Однако что-то можно взять и отсюда. Несложные карточки с знакомым предметом и его написанием помогут вашему ребенку не только пополнить словарный запас, но и раньше начать писать. А пять минут в день для игры в лото -сплошное удовольствие для малыша.
ЕСЛИ РЕБЕНКУ ВКЛЮЧАТЬ КЛАССИЧЕСКУЮ МУЗЫКУ, ТО ОН ВЫРАСТЕТ ГЕНИЕМ
Доказано, что музыка Моцарта (и только его) активизирует мозговую деятельность человека. То есть человек, послушавший Моцарта, перед контрольной решит большее количество задач, чем человек, не слушавший музыку. Это факт. А уж как им распорядиться — ваше дело. Одно помните — с музыкой тоже не все просто. Японец Масару Ибука, чья книга «После трех уже поздно» расходится огромными тиражами, предупреждал — если у матери нет слуха, лучше не петь колыбельные младенцу. Иначе у ребенка тоже не будет слуха. И сломать эту запрограммированную закономерность сможет лишь очень хороший психолог, сумевший перепеть человеку фальшивый мотив. Это, во-первых. Во-вторых, не эксплуатируйте всего одну музыкальную игрушку с одним и тем же мотивчиком. Особенно это касается многочисленных подвесок для кроватки. И не забывайте, что музыка (особенно для маленьких детей) не должна быть слишком громкой. Это относится и к музыкальным инструментам.
ЗАНИМАТЬСЯ СПОРТОМ ДОМА ВОВСЕ НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО
Большое заблуждение. Очень важно, особенно в условиях нашей зимы, когда большинство маленьких детей садят под замок дома, дать ребенку возможность много двигаться. Вот зачем и нужны различные спортивные комплексы или просто подвижные игры. Поверьте, это куда важнее, чем иностранный язык или энциклопедические знания. Тем более, что детские психологи говорят об обязательном наличии дома шведской стенки. Оказывается, возможность лезть вверх у детей стимулирует не просто умственные способности, но и веру в себя. Кто бы мог подумать, что покупая ребенку лестницу, вы стимулируете развитие лидера?

ТЕЛЕВИЗОР И КОМПЬЮТЕР ВРЕДНЫ ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ!
Интересно, а что будут говорить наши дети лет через тридцать? «Немедленно отойди от машины времени и посиди, хоть телевизор посмотри»? А наших родителей бабушки-дедушки гоняли за то, что они читали книжки. Я хочу сказать, что конечно, 12-часовое сидение за компьютером может утомить глаза и испортить зрение. Но и 12-часовое чтение книг — вредно для глаз. Так что не надо паниковать и корить себя за покупку очередной компьютерной игры. Просто попробуйте распределять время и вовремя выманивать юного компьютерщика на технические перерывы. И позаботьтесь о хорошем освещении и хорошем стуле-кресле, чтобы избежать сколиоза. А научных данных об ужасных последствиях работающего телевизора или компьютера для детского здоровья и психики нет. Понятно только, что старый советский Винни-Пух лучше в воспитательных целях, чем Том и Джерри.
Подводя итог, хочется подчеркнуть два правила:

1. Гораздо лучше перебарщивать с методиками раннего воспитания, чем не заниматься с ребенком вовсе.

2. Если стоит выбор между уроком игры на скрипке и прогулкой, то выбирать надо второе. Для здоровья полезнее. А здоровье, как известно, потом ни за какие деньги не купишь.
ЧТО ПОЧИТАТЬ О РАННЕМ РАЗВИТИИ
Глен Доман «Гармоничное развитие ребенка»
Сесиль Лупан «Поверь в свое дитя»
Мария Мантессори «Руководство для родителей»
Никитины «Развивающие игры», «Резервы здоровья наших детей»
Масару Ибука «После трех уже поздно»
Евгений Комаровский «Здоровье ребенка и здравый смысл его родственников»

Когда английский язык приходит сам…

Некоторым детям с иностранным языком везет с самого рождения. К примеру, англичанин-папа читает сказки по-английски, русская мама — по-русски, и вот уже малыш говорит сразу на двух языках. Но подобных семей — наперечет, а чтобы ребенок знал английский в буквальном смысле слова как родной, хочется каждому родителю. Представьте себе, воспитать билингва (так называют двуязычных детей) никуда не уезжая из России возможно в любой русской семье. Просто для этого нужно пригласить английскую няню или гувернантку.

Для чего нужен билингвизм?
Наверное, для того, чтобы потом у ребенка, «впитавшего» язык на бессознательном уровне, было больше времени на другие интересные занятия. Один папа, для сына которого мы нашли гувернантку, сказал мне: «Смотрю на него, и даже завидно: он ведь никаких усилий не прилагает, а уже говорит». Американский врач Гленн Доман утверждает: «Все дети полутора лет — лингвистические гении», и мы с ним полностью согласны. Начинать учить иностранный язык нужно как можно раньше. Если годовалый малыш будет несколько часов в день проводить с английской няней, то через 6-8 месяцев он заговорит, как настоящий маленький британец. А если поддерживать язык, то идеальное английское произношение и аутентичные интонации останутся на всю жизнь.
При этом обучение языку в таком юном возрасте не покажется ребенку скучным занятием: язык станет для него средством общения с няней, которая иначе как по-английски его не поймет. Мы создаем искусственную языковую среду — привозим Англию в отдельно взятый русский дом. Для родителей в этой «Англии» есть несколько обязательных правил. Первое из них — ни в коем случае самим не говорить с ребенком по-английски. Также и няне не рекомендуется практиковать с малышом свой русский. Иначе пропадет необходимый эффект мотивации: ребенок догадается, что незачем стараться выразить мысль на другом языке, если все и так прекрасно его понимают.
В каком возрасте лучше начинать развитие билингвизма и как долго продолжать?
Существуют два типа усвоения языка — прямой (материнский) и структурно-формальный (школьный). Мы говорим о первом типе, т. к. билингвы владеют двумя языками как родными. Для достижения этой цели — раннего двуязычия — приучать кроху ко второму языку следует как можно раньше, т. е. тогда, когда ребенок начинает говорить, в возрасте 1-2 лет. Мы стараемся избегать понятия «обучение», а пользуемся термином «погружение в языковую среду». Общение с няней-англичанкой должно занимать не менее 6-8 часов в день. Малыш «заговорит» через 3-5 месяцев, и уже тогда можно будет наблюдать эффект билингвизма — когда ребенок не переводит с родного языка на иностранный, а думает на том языке, на котором в данный момент говорит. Для того чтобы соблюсти баланс (английский недолжен возобладать над русским, ведь ребенок проводит с няней больше времени, чем с родителями), через год мы обычно советуем уменьшить количество часов с англоязычной няней. Но язык нужно постоянно поддерживать — с помощью английских мультфильмов, компьютерных обучающих программ (не игр), чтения книжек, живого общения.

Нет ли в раннем двуязычии опасностей для развития ребенка?
Некоторые отечественные специалисты говорят о том, что ранний билингвизм якобы перегружает неокрепшую психику ребенка. Но задайте этот же вопрос специалистам в Швейцарии, Канаде или другой стране, где каждый житель говорит как минимум на двух языках. Они просто не поймут вопроса. Для жителей многих стран мира вполне естественно, что дети с рождения слышат несколько языков. Кстати, в аристократических семьях царской России было принято давать детям по 2-3 языка — вспомните Евгения Онегина и француза, учившего дитя «всему шутя». Лев Толстой говорил на четырех языках, Грибоедов — на девяти, у юного Николая II были иностранные гувернеры: швейцарец и англичанин.
Наблюдая своих собственных детей и тех, кто с нашей помощью заговорил на английском, я могу рассказать только о видимых плюсах билингвизма. Двуязычные дети обычно более открыты, они увереннее чувствуют себя в незнакомом окружении, легче адаптируются к новым условиям. Опыт показывает, что тому, кто уже знает два языка, последующие даются легче, чем сверстникам. Да и статистика подтверждает, что IQ ребенка-билингва обычно существенно выше среднего.
Кто эти няни и гувернантки, которые приезжают работать в Россию?
В Великобритании, нарпимер, няни получают очень серьезное образование. После университетов, пока они еще не замужем, девушки с удовольствием едут работать за границу, и, как правило, няни, приезжающие к нам, уже имеют опыт работы как в Англии, так и в других странах. Во всем мире желающих получить такого специалиста больше, чем готовят британские учебные заведения. Вот и в России сегодня вакансий больше, чем кандидатур на эти вакансии.
С гувернантками дело обстоит несколько проще. Разница в том, что гувернантку, в отличие от няни, можно нанимать к ребенку от двух лет, и она уже не должна обладать огромным багажом знаний о том, как обращаться с грудным младенцем. Лингвогувернантки и гувернеры — это чаще всего девушки и юноши, выпускники университетов, многие из них изучали русский язык и хотели бы приехать в Россию. Для этого им необходимо иметь опыт работы бэбиситтером или закончить курсы по уходу за детьми. Часто бывает, что родители, приглашая гувернера, выставляют «дополнительные требования». Например, одна семья хотела, чтобы гувернантка непременно была специалистом по математике и могла заниматься с ребенком математикой на английском. В таких случаях высшее образование оказывается очень кстати.
Каковы обязанности современных Мэри Поппинс?
До приезда в семью няни и гувернантки при помощи нашего агентства согласовывают с семьей контракт, в котором подробно оговариваются их обязанности.
Семья должна иметь в виду, что в круг обязанностей няни входит только то, что связано с уходом за ребенком, его здоровьем, воспитанием и развитием. И нельзя воспринимать ее как обслуживающий персонал для любой работы. К нашей радости, это понимают те, с кем мы пока работали. Сотрудники нашего лондонского офиса, которые проводят собеседования, очень тщательно подбирают няню в каждую конкретную семью. При этом они заботятся не только о том, чтобы няня подошла семье по квалификации, возрасту и прочим требованиям, но и стремятся заранее, заочно обеспечить психологическую совместимость. Впрочем, мы всегда приветствуем личные интервью семьи с няней. Ведь подбор воспитателя (тем более иностранца) для ребенка — очень тонкое дело, и то, что наши семьи и няни довольны друг другом — предмет нашей большой гордости.

Автор: Ирина Корнилова